Харьков - первая столица... - Форум
Меню сайта

Наш опрос
Сколько у Вас дома видов животных?
Всего ответов: 299

Статистика

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.04.2024, 10:01

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Разное » Мой город » Харьков - первая столица... (о великом городе...)
Харьков - первая столица...
AlДата: Среда, 25.01.2012, 19:47 | Сообщение # 1
Любопытный
Группа: Друг-хореман
Сообщений: 75
Награды: 4
Репутация: 4
Статус: Нет меня
Харьков — центр историко-географической области Украины, за которой закрепилось название «Слобожанщина». Город расположен на границе лесостепной и степной природно-географических зон. На сегодняшний день площадь города Харькова превышает 300 кв. км, а численность населения составляет 1 млн. 470 тыс. человек.

Территория современного Харькова начала обживаться людьми в глубокой древности. Славяне еще в VIII в. создали на месте будущего Харькова свое поселение, которое в Х в. выросло в город Донец. По данным археологических раскопок, Донец представлял собой не только крепость, но и центр ремесел, важный пункт транзитной торговли. Первое упоминание в летописи о Донце датируется 1185 годом. Упоминание об этом городе есть и в "Слове о полку Игореве" — выдающемся произведении эпохи Киевской Руси. Донец был разрушен ордами Батыя в середине XIII века. Впрочем, жизнь здесь не прекращалась, что дает основание исследователям говорить о том, что Харьков значительно более древний город, чем мы привыкли считать. Остатки легендарного г. Донца и сегодня можно увидеть, если отправиться на южную окраину города.
Традиционно принято считать, что основателями современного города стали украинские казаки и крестьяне, которые пришли на эту территорию в середине XVII века во время Освободительной войны украинского народа 1648–1654 гг. под предводительством Богдана Хмельницкого. Украинские поселенцы начали обживать незаселенные земли, которые еще с начала XVI века номинально входили в состав Московского государства. Край был опустошен после монголо-татарского нашествия и назывался «Диким полем». Это была территория, где пасли свой скот кочевники — крымские и ногайские татары. В XV-XVII веках они часто нападали на русские и украинские земли. Как правило, нападения эти осуществлялись по старым степным дорогам, ведущим из Причерноморья и Приазовья на север. Одна из них — Муравский шлях — пролегала невдалеке от Харькова.

На новом месте переселенцам Московское государство предоставило льготы: на определенное время они были освобождены от налогов и имели преимущества в занятиях торговлей и промыслами. Такие поселения стали называться «слободами» (т. е. свободными), а весь край, начиная с XVII века, — Слободской Украиной или Слобожанщиной. Одновременно с украинцами тут появились и русские поселенцы. Таким образом, на Слобожанщине встретились два миграционных потока: с запада, больший — украинских переселенцев, и с севера — русских. В XVII-XVIII вв. Слобожанщина сложилась в особую историко-географическую область с характерным колоритом материальной и духовной жизни.

Первый период в истории города (середина XVII — середина XVIII вв.) обычно называется казацким. И это не случайно. Харьков в это время был прежде всего крепостью, центром казацкого полка ("полк" в то время — это не только военная, но и административная единица). Харьковская крепость (ее восточная граница проходила примерно по линии современных стен Института искусств и Дворца труда, западная — вдоль обрывистого тогда берега реки Лопань) стала одной из многочисленных крепостей, задача которых была в том, чтобы преградить путь нашествиям кочевников на земли Московского государства.

Само название "Харьков" по легенде, связано с именем казака Харько (Харитона) — одного из первых украинских переселенцев. Почти столетие после основания Харьков оставался всего лишь одним из пяти полковых городов Слобожанщины, а территория полка, центром которого он являлся, была относительно небольшой. Впрочем, уже в казацкий период г. Харьков сделал серьезную заявку на превращение его в центр всей Слободской Украины, поскольку постепенно становился крупным центром ремесел и торговли. Из шести крупнейших ярмарок Слобожанщины — четыре проходили в Харькове. В 1726 г. в Харьков из Белгорода была переведена славяно-греко-латинская архиерейская школа, которая вскоре получила название Харьковский коллегиум. Здесь некоторое время преподавал известный философ и мыслитель Г. Сковорода. Таким образом, торговля и образование уже в первый период существования города стали мощными факторами его дальнейшего роста. Единственным памятником этого периода, сохранившимся до наших дней, остается Покровский собор — замечательный образец украинского барокко XVII в.

Харьковские окраины. Конец XIX в.

Следующий этап развития города (середина XVIII — середина XIX вв.) связан со становлением Харькова как административного центра региона и утратой былого военного значения. В 1765 г. полковое казацкое устройство на Слобожанщине было ликвидировано. Вместо слободских полков была учреждена Слободско-Украинская губерния. Харьков стал губернским городом. Первым харьковским губернатором был назначен екатерининский вельможа Е. Щербинин. До наших дней на ул. Университетской сохранился бывший губернаторский дворец, построенный в 60-е годы XVIII в. (позже здесь был открыт университет).

С 80-х годов ХVІІІ в. стало развиваться городское самоуправление — появилась Городская дума. В 1768 г. из Петербурга был прислан в Харьков план города, разработанный «Комиссией о каменном строении», который был реализован лишь частично в пределах центрального ядра. В дальнейшем планы разрабатывались в Харькове выпускниками "прибавочных" классов Харьковского коллегиума (образован в 1727 г.). В 1770-х годах начинается реконструкция центра — тогда и появились каменные постройки в стиле раннего классицизма.

В 1780 г. было учреждено Харьковское наместничество. Наместники, в отличие от губернаторов, имели еще более широкие полномочия и бoльшую самостоятельность. Они могли присутствовать в Сенате Российской империи с правом голоса наравне с сенаторами. Наместничество просуществовало до 1796 г., когда была возрождена Слободско-Украинская губерния. В 1799 г. Харьков стал центром отдельной Слободско-Украинской епархии. В 1803 г. возникли первые учебные округа, в том числе и Харьковский, который охватывал огромную территорию, состоящую из 11 губерний и 7 областей. Хотя в дальнейшем территория учебного округа уменьшилась, однако открытие в 1805 г. по инициативе известного просветителя В. Каразина Харьковского университета на долгие годы определило главенствующее положение города в сфере науки и образования не только на Левобережной Украине, но и на юге Российской империи в целом. Университет существенно повлиял на развитие и облик города. Первые профессора-иностранцы не только заложили новую образовательную традицию, но и познакомили харьковчан с западноевропейскими нравами. Ученые университета стали инициаторами нововведений в различных сферах жизни. Благодаря университету Харьков стал известен далеко за пределами Российской империи. Первым украинским ученым, который приобрел мировую известность, стал воспитанник университета знаменитый математик М. Остроградский. В последующем с университетом будут связаны имена трех Нобелевских лауреатов: И. Мечникова, Л. Ландау, С. Кузнеца.

В 1835 г. на основании "высочайшего повеления" Слободско-Украинская губерния была переименована в Харьковскую и подчинена черниговскому, полтавскому и харьковскому генерал-губернатору. Последний в 1837 г. сделал главным городом генерал-губернаторства Харьков, который оставался таковым вплоть до упразднения генерал-губернаторства в 1856 г.

В том же 1837 г. вышло "Положение об устройстве губернского города Харькова" и была введена должность городового архитектора, на которую был назначен А. Тон. Вся строительная деятельность находилась под надзором "Комитета об устройстве г. Харькова", сооружение жилых домов велось по образцовым проектам 3-х категорий. Именно тогда развивается сеть главных улиц: Сумской, Московской, Екатеринославской, Немецкой, на которых было запрещено строить деревянные дома. В состав города вошли Клочковская слобода и территория Университетского сада.

В 1840-е годы рост благосостояния купечества способствовал строительству храмов, также был возведен новый театр на Сумской (1843 г.), благоустроен Благовещенский базар.

В эти годы XIX в. в Харькове наблюдается яркая волна украинского возрождения, проявившаяся в культурно-просветительской деятельности местной интеллигенции (Г. Квитка-Основьяненко, П. Гулак-Артемовский, Н. Костомаров, А. Метлинский, И. Срезневский и др.).

Панорама центральной части города. Нач. XX в.

Символом данного периода, как впрочем и всего города, по праву может считаться колокольня Успенского собора, которую нередко называют "золотым венцом Харькова". Построенная в честь победы над Наполеоном, она остается самым высоким зданием в старом городе.

Колокольня Успенского собора. Нач. XX в.

Очередной этап исторического развития г. Харькова приходится на вторую половину XIX — начало ХХ вв. Условно его можно назвать индустриальным.
До середины XIX века городская промышленность была представлена небольшими кустарными и полукустарными предприятиями. Основным направлением в развитии экономики Харькова того времени оставались переработка сельскохозяйственной продукции и торговля. В 1861 г., после отмены крепостного права, население города немного превышало 50 тыс. человек.

Во второй половине XIX — начале ХХ века Харьков становится одним из крупнейших экономических центров страны. Быстрое развитие Донецко-Криворожского региона (с его запасами угля и железной руды) содействовало приливу сюда отечественного и иностранного капитала. Харьков становится одним из крупнейших экономических центров страны. Фактором, имеющим непосредственное влияние на экономический рост Харькова, было развитие железнодорожного транспорта. В 1869 г. была открыта железнодорожная магистраль, связавшая город с Москвой, а позднее — с Донбассом, Киевом, портами Черного и Азовского морей. Это была первая железная дорога в той части Украины, которая входила в состав Российской империи. Активное железнодорожное строительство создало условия для возникновения в городе ряда предприятий, в частности, Харьковского паровозостроительного завода, который в 1897 г. выпустил свой первый паровоз. Вскоре Харьков стал крупным поставщиком сельскохозяйственной техники благодаря деятельности торгово-промышленной фирмы "Гельферих-Саде".

Бурный рост промышленности, железнодорожный бум способствовали превращению Харькова в крупный финансовый центр. Десятки ведущих банков и торговых домов России открыли в Харькове свои филиалы, а некоторые местные банки, в частности "Земельный банк", даже стремились выйти на общегосударственный уровень.

Харьковский вокзал. 1910-е гг. (зданиие разрушено в годы Великой Отечественной войны)


Первый пассажирский поезд на Харьковском вокзале. 1869 г.

Развитие промышленного производства с самого начала опиралось не только на имеющиеся природные и трудовые ресурсы, но и на научный потенциал региона. В 1885 г., в значительной мере опираясь на потенциал университета, был открыт Харьковский технологический институт, который вскоре начал обеспечивать растущую промышленность региона квалифицированными инженерными кадрами. Как известно, крупная промышленность невозможна без достаточного количества воды. Во второй половине ХІХ в. эта проблема для Харькова была решена посредством артезианских скважин. В Харькове, в 1889 г., на собственные средства профессора А. Гурова была пробурена первая в Российской империи глубокая артезианская скважина. Это дало возможность обеспечить город питьевой и технической водой.

Постоянное развитие промышленности обусловило рост населения Харькова, которое к началу ХХ в. достигло 200 тыс. человек. Значительная часть населения была занята на крупных промышленных предприятиях, причем доля таких рабочих возрастала. Так, если в 1899 г. на харьковских заводах и фабриках трудилось 11,5 тыс. рабочих, то в 1917 г. число рабочих увеличилось до 35 тыс. человек.

Высокая концентрация рабочих на предприятиях, отсутствие социальных гарантий и помощи привели к тому, что в 1900 г. в Харькове состоялась первая в Российской империи массовая первомайская демонстрация, в которой приняли участие более 10 тыс. человек. В период экономического кризиса 1900–1903 гг. в городе насчитывалось 16 тыс. безработных, которые стали фактором возросшей социальной напряженности. Не случайно в начале ХХ в. в Харькове наблюдался активный процесс создания политических партий или их местных отделений. Важно отметить, что в Харькове впервые на украинских землях, входящих в состав Российской империи, возникла украинская партия — Революционная Украинская партия (РУП).

С Харьковом конца XIX — начала ХХ вв. связана жизнь многих выдающихся деятелей украинской культуры. Это и украинский писатель, актер и композитор Г. Хоткевич, и художник С. Васильковский, и основатель украинского театра М. Кропивницкий, и драматург Н. Старицкий, и основоположник украинской классической музыки Н. Лысенко и многие другие.

Соответственно статусу города происходило его благоустройство, усовершенствование транспортного сообщения, развитие инфраструктуры. Так, в 1871 г. на улицах Харькова появилось газовое освещение, в 1881 г. стала в строй первая очередь городского водопровода, в конце XIX в. в городе была построена первая электростанция, заработали телеграф и телефон. В 1906 г. на улицах появился первый электрический трамвай. Благодаря архитектору А. Бекетову Харьков приобрел свой неповторимый облик. По его проектам в городе сооружено более 40 зданий.

На рубеже ХІХ и ХХ веков в городе начинается строительство крупных зданий: доходных домов, банков, заводов, мануфактур, торговых предприятий, складов. Для обеспечения комплексных проектно-строительных работ появляются частные проектные конторы. В 1893 г. открыта первая из них (С. Загоскин, И. Загоскин, М. Ловцов). С 1858 г. отменяются образцовые проекты, благодаря этому появляются эклектические здания в стиле псевдоготики, неоклассицизма, "кирпичном" стиле и новом стиле "модерн". В это время в Харькове работают архитекторы — выпускники петербургской и харьковской школ: Б. Михаловский, В. Немкин, В. Величко, Б. Корнеенко, В. Покровский, Б. Покровский, А. Ржепишевский, Ю. Цауне, В. Эстрович и др. Строятся также крупные здания по проектам петербургских зодчих Н. Веревкина, А. Дмитриева, И. Претро, Ф. Лидваля, О. Мунца, А. Шпигеля, И. Васильева.

В начале ХХ в. Харьков превратился в крупный индустриальный и финансовый центр, транспортный узел. В данный период определилась специфика города в общероссийском рынке: Харьков стал центром металлообработки и машиностроения, активно развивалась переработка пищевой продукции.

Октябрьская революция и последующее образование СССР кардинально изменили жизнь Харькова — из крупного, но провинциального города он превратился в столицу Украины. С декабря 1917 по январь 1918 г. и с декабря 1919 по июнь 1934 г. Харьков сохранял этот статус. Столичное положение Харькова предопределило направленность и темпы перемен во всех сферах жизни города. Несмотря на Первую мировую и гражданскую войны, население города уже в середине 1920-х годов превысило 500 тыс., а к началу 1940-х годов — 900 тыс. человек.

Промышленные предприятия, специфика производства которых определилась в предшествующий период (металлообработка и машиностроение), получили свое дальнейшее развитие. Были модернизированы старые предприятия (Харьковский паровозостроительный завод и др.) и введены в эксплуатацию новостройки-гиганты (Харьковский тракторный завод и др.), в результате чего Харьков упрочил свое место как центр машиностроения. Относительная удаленность от границ, имеющийся потенциал и политическая стабильность Харькова обусловили то, что город стал центром оборонной промышленности, в том числе таких новых отраслей, как танкостроение и самолетостроение.

Не меньшее значение для судеб города и Украины в целом имел процесс «культурной революции». Столичное положение Харькова предопределило начало очередной волны культурно-национального возрождения, которая здесь нашла свое наиболее яркое воплощение. Имена поэтов В. Сосюры и П. Тычины, писателей М. Хвылевого и О. Вишни, художников Н. Самокиша и Н. Бурачека, режиссера Л. Курбаса, актера А. Бучмы и других вписаны золотыми буквами в летопись украинской культуры. В это время появляются новые типы зданий и сооружений: дома-коммуны, поселки "нового быта", поселки при заводах, ведомственные кооперативные дома ("Железнодорожник", "Медик", дом писателей "Слово" и др.), а также рабочие клубы, театры, стадионы.

Именно в столичном Харькове получил широкое развитие такой архитектурный стиль, как конструктивизм. Здание Госпрома — первого цельнобетонного высотного сооружения в СССР и сегодня служит "визитной карточкой" города.

Прикрепления: 2663203.jpg (28.6 Kb) · 8666630.jpg (30.0 Kb) · 2954139.jpg (49.5 Kb) · 1710295.jpg (33.9 Kb) · 8805370.jpg (34.3 Kb)
 
AlДата: Среда, 25.01.2012, 19:58 | Сообщение # 2
Любопытный
Группа: Друг-хореман
Сообщений: 75
Награды: 4
Репутация: 4
Статус: Нет меня
Попытки придать культуре новое понимание, а также потребности быстрорастущей промышленности обусловили возникновение разветвленной сети высших учебных заведений, научных и проектных институтов. В 1920–1930-е годы Харьков стал ведущим научным центром Украины. На 1940 г. в Харькове насчитывалось 36 вузов и 46 научно-исследовательских институтов. Концентрация научных сил и внимание властей к состоянию науки привело к тому, что харьковские ученые стали во главе многих научных направлений и школ.

Рост населения при столичном статусе города обусловил интенсивное жилищное строительство. В 20–30-е годы ХХ в. в Харькове было построено 2 млн. кв. м жилья. Был создан крупнейший промышленножилой район на востоке города (район ХТЗ), шла реконструкция центральной части Харькова. Памятником этой эпохи является площадь Свободы — самая большая площадь Европы.

Изменение статуса города в 1934 г., превращение его из столицы в областной центр несколько затормозило развитие Харькова, однако город сохранил за собой значение второго города Украины. В 1931–1936 гг. институтом Гипроград (архит. А. Касьянов, инж. А. Эйнгорн) был разработан план развития Харькова; в последующие годы здесь разработаны генеральные планы 28 городов Украины (в т. ч. Киева в 1934 г.), а также нескольких городов Белоруссии и г. Ташкента.

Рабочий клуб "Металлист". Нач. XX в.

Великая Отечественная война стала суровым испытанием для города и его жителей. Харьков дважды переходил из рук в руки. Это был самый крупный промышленный центр и транспортный узел СССР, который удалось захватить немецко-фашистским оккупантам.

В годы войны Харьковщина понесла огромный материальный ущерб (было разрушено более 500 промышленных предприятий, коммунальное хозяйство, транспорт), но еще более тяжелыми выглядят людские потери. На момент освобождения в городе осталось лишь 20 % населения, проживавшего здесь в довоенный период.

Зенитный расчет на пл. Дзержинского (ныне пл. Свободы). 23 августа 1943 г.

В сентябре 1943 г. был основан проектный институт Горпроект (Харьковпроект), задачей которого стало восстановление города.

Первый день освобождения. Ул. Карла Либкнехта (ныне ул. Сумская). 23 августа 1943 г.

К 1945 г. восстановлено 600 предприятий, водопровод, транспорт. В эти годы открыт театральный институт, восстановлено книгоиздательство, построен плиточный завод и завод дорожных машин. Завершен новый план развития города. В 1948 г. промышленное производство достигло довоенного уровня, построено более 700 000 кв. м жилья, восстановлена железная дорога.

На строительстве метрополитена

В 50–80-е годы ХХ века, несмотря на разрушительные последствия Второй мировой войны, г. Харьков оставался крупным индустриальным и научным центром. Технологический переворот 50-х годов усилил научно-производственный потенциал Харькова. Впрочем, на этапе гонки вооружений большинство предприятий машиностроительной отрасли так или иначе были включены в военно-промышленный комплекс СССР. Это привело к тому, что промышленные предприятия города еще в большей степени, чем в других регионах, стали частью жесткой централизованной системы управления.

В 1952 г. на месте разрушенного в годы войны вокзала построен новый, в 1955 г. в Госпроме открыт телецентр, а в 1957 г. начал работу Харьковский планетарий.

С конца 50-х годов после принятия новой жилищной программы начинается быстрый рост новых жилых массивов: Павлова Поля, Новых Домов, Селекционной станции. Население города к 1962 г. достигает 1 млн. человек.

В 1960 г. был утвержден новый генеральный план развития города, спланировано строительство Салтовского жилого массива.

15 июля 1975 года введена в строй первая линия Харьковского метрополитена (в 1984 г. — вторая, в 1995 — третья). В 80-е годы продолжается строительство новых жилых массивов: Салтовского, Роганского, Холодногорского, Алексеевского, население города в этот период достигает 1 млн. 440 тыс. человек.

По численности населения, индустриальному, научно-техническому и культурному потенциалу Харьков ненамного уступал Киеву и в эти годы практически претендовал на роль второй столицы Украины.

Качественно новый этап истории города начался с момента провозглашения независимости Украины. Новые политические условия, усугубленные экономическим кризисом, существенно повлияли на развитие города Харькова. Однако наличие мощного промышленного комплекса, научного потенциала и квалифицированных кадров создало необходимые условия для развития новой системы хозяйствования и движения вперед.

Сегодня Харьковский регион по выпуску промышленной продукции занимает 6 место среди регионов Украины, удельный вес промышленного производства составляет 5,5 % от его общего объема. Основу производственного потенциала составляют предприятия высокотехнологических отраслей: энергомашиностроение, электротехническая промышленность, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, приборостроение, радиоэлектроника, авиакосмическая промышленность. Продукция многих харьковских предприятий, в том числе такая наукоемкая, как современные танки и самолеты, известна на мировом рынке.

По научному и образовательному потенциалу Харьков занимает второе место в Украине. В среднем за год осуществляется подготовка более 33 тыс. специалистов, что обеспечивает высокий уровень квалификации трудовых ресурсов региона.

Новый генеральный план развития города, разработанный специалистами киевского института "Гипроград", рассчитан до 2026 г. Его суть состоит в обеспечении комплексного, планомерного, экономически целесообразного развития инфраструктуры города.

Таким образом, за свою 350-летнюю историю г. Харьков прошел путь от полкового города-крепости до крупного индустриального центра Восточной Европы. Выгодное природно-географическое положение, образовательный, научный и кадровый потенциал на протяжении всей истории города создавали надежную основу для поступательного развития, для сохранения преемственности. История города Харькова — яркий пример сочетания разнообразных факторов, которые на тех или иных этапах обусловливали как специфику города, так и перспективы его будущего развития.
Прикрепления: 7923328.jpg (32.1 Kb) · 8742081.jpg (26.2 Kb) · 8558954.jpg (32.0 Kb) · 3298362.jpg (48.1 Kb)
 
AlДата: Среда, 25.01.2012, 20:12 | Сообщение # 3
Любопытный
Группа: Друг-хореман
Сообщений: 75
Награды: 4
Репутация: 4
Статус: Нет меня
Сейчас Харьков выглядит вот так.









Прикрепления: 7784413.jpg (21.7 Kb) · 1731624.jpg (52.2 Kb) · 8056556.jpg (15.6 Kb) · 5362028.jpg (14.9 Kb) · 7934253.jpg (24.9 Kb)
 
AlДата: Среда, 25.01.2012, 20:15 | Сообщение # 4
Любопытный
Группа: Друг-хореман
Сообщений: 75
Награды: 4
Репутация: 4
Статус: Нет меня








Прикрепления: 1978778.jpg (11.9 Kb) · 9473551.jpg (12.6 Kb) · 5039426.jpg (14.4 Kb) · 0375666.jpg (20.5 Kb) · 6243128.jpg (30.5 Kb)
 
AlДата: Среда, 25.01.2012, 20:19 | Сообщение # 5
Любопытный
Группа: Друг-хореман
Сообщений: 75
Награды: 4
Репутация: 4
Статус: Нет меня








Прикрепления: 8073988.jpg (26.2 Kb) · 2437827.jpg (10.4 Kb) · 6297818.jpg (21.1 Kb) · 1167755.jpg (39.9 Kb) · 8941615.jpg (18.8 Kb)
 
AlДата: Среда, 25.01.2012, 20:24 | Сообщение # 6
Любопытный
Группа: Друг-хореман
Сообщений: 75
Награды: 4
Репутация: 4
Статус: Нет меня








Прикрепления: 3575106.jpg (22.3 Kb) · 0238605.jpg (22.1 Kb) · 4774225.jpg (27.0 Kb) · 7954498.jpg (28.2 Kb) · 3205219.jpg (26.7 Kb)
 
AlДата: Среда, 25.01.2012, 20:33 | Сообщение # 7
Любопытный
Группа: Друг-хореман
Сообщений: 75
Награды: 4
Репутация: 4
Статус: Нет меня




Прикрепления: 6794657.jpg (21.8 Kb) · 0907165.jpg (17.2 Kb) · 2424341.jpg (69.8 Kb) · 7625274.jpg (116.0 Kb) · 5058735.gif (208.8 Kb)
 
AlДата: Среда, 25.01.2012, 20:35 | Сообщение # 8
Любопытный
Группа: Друг-хореман
Сообщений: 75
Награды: 4
Репутация: 4
Статус: Нет меня








Прикрепления: 6929727.jpg (32.9 Kb) · 6867412.jpg (98.3 Kb) · 9217261.jpg (31.7 Kb) · 2206743.jpg (116.0 Kb) · 9228880.jpg (17.5 Kb)
 
AlДата: Среда, 25.01.2012, 20:36 | Сообщение # 9
Любопытный
Группа: Друг-хореман
Сообщений: 75
Награды: 4
Репутация: 4
Статус: Нет меня


Вот такой замечательный и красивый наш город Харьков.
Прикрепления: 6943690.gif (208.8 Kb)
 
Форум » Разное » Мой город » Харьков - первая столица... (о великом городе...)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz